ВермиФармацевтика
Дождевые черви – путь к инновациям в косметологии
Последние пять лет российский парфюмерно-косметический рынок считается самым быстрорастущим косметическим рынком в мире: продажи на нём ежегодно растут на 20-25% в год, в то время как в западных странах рост продаж не дотягивает и до 3%. По своему размеру (к концу 2003 года объём рынка приблизился к 5 млрд. долларов) он уже превзошёл рынки стран Восточной Европы и пока уступает только рынкам Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании. Однако потенциал российского рынка намного превышает потенциал рынков этих стран (по самым скромным прогнозам, ёмкость российского рынка в 2007 году увеличится в 3 раза). Именно поэтому российский рынок сегодня является наиболее привлекательным плацдармом для развития косметического бизнеса.
Ежегодно в России появляются сотни новых косметических брэндов из различных стран. Однако больше всего российским рынком интересуются транснациональные компании (Beiersdorf, L'Oreal, Procter & Gamble и др.). Сегодня они активно – по 3-5% ежегодно – завоёвывают российский косметический рынок, занимая на нём самые разные позиции. За последние 3-4 года в России начали своё производство такие глобальные компании как Unilever Group, Henkel KGaA, Procter & Gamble, а также десятки других западных компаний. Появилась и западная парфюмерно-косметическая розница: немецкие компании Douglas Holding AG, Brocard Group Ltd и французская Sephora – развернули свой бизнес в России.
Чтобы конкурировать с иностранными компаниями, российским производителям требуется более совершенная технология бизнеса, суть которой сводится к качественному производству, передовому маркетингу и чёткому позиционированию на рынке. Лишь нескольким отечественным косметическим фирмам удалось наладить у себя подобную технологию. Большинство же отечественных косметических компаний сегодня не в состоянии конкурировать с западными и лидирующими российскими фирмами.
Для создания полноценного производства требуются большие производственные мощности и качественная научно-исследовательская база. Выполнение этих функций связано с необходимостью иметь достаточно большую структуру со слаженной командой специалистов. Поэтому предпочтение на данном этапе отдаётся инновациям.
На сегодняшний день поиск и создание инноваций – самая актуальная тенденция мирового косметического рынка. Прежде всего, это связано с изменением потребительских предпочтений. Сейчас люди всё больше хотят покупать продукты, удовлетворяющие их индивидуальные потребности и дающие целевой результат. Например, к таким продуктам относятся кремы, обеспечивающие не просто профилактику старения кожи, а и устранение старческих проявлений. Поэтому в последнее время косметология всё больше сближается с фармацевтикой. На стыке этих отраслей и возникли популярные сегодня направления в косметологии – парафармацевтика и космецевтика. Это самые быстрорастущие сегменты косметического рынка – темпы их роста составляют 40-50% в год. По своему размеру к 2009 году объём европейского космецевтического рынка приблизится к 4,4 млрд. долларов США с ежегодным ростом продаж на 5%. Этот рынок включает косметические продукты, содержащие, по меньшей мере, хотя бы один биологически активный компонент для кожи. И не ботоксом единым жив этот рынок!
В последние годы усилия многих учёных-косметологов сконцентрированы на биологически активных веществах. Наиболее развитые японские и швейцарские косметические компании сегодня успешно создают текстуры с молекулами ДНК и РНК. Эти компании стали основоположниками так называемой клеточной косметики.
Совершенная технология бизнеса, суть которой сводится к качественному производству, передовому маркетингу и четкому позиционированию на рынке, имеет явные преимущества перед хирургическими методами «продления молодости».
Возросшие запросы потребителей базируются еще и на понимании роли питания в сохранении приятной внешности, что легло в основу концепции «красота изнутри» (beauty from within). Эта идея была подхвачена и стала лозунгом Laboratoires Inneov – совместным предприятием Nestle и L'Oreal, созданным в декабре 2002 года. Первым продуктом этой компании была пищевая добавка для женщин в возрасте за 40, озабоченных дерматологическими проблемами по причине менопаузы.
Как и ожидалось, основными покупателями космецевтической продукции являются женщины в возрасте за 50. Хотя именно женщины являются основными потребителями такой продукции, 54,1% людей зрелого возраста готовы тратить деньги на приобретение этой продукции.
Но имеется еще и группа молодых людей в возрасте 25-34 лет, готовых платить за космецевтическую продукцию. Никому не хочется стареть!
Большинство производителей косметических средств понимают, что завоевание престижной ниши на рынке в атмосфере все возрастающей конкуренции возможно лишь при разработке принципиально новых, специфических и функциональных препаратов.
Наиболее подходящей областью для инноваций российские производители видят для себя парафармацевтику. Но и в этом аспекте российские инновации вряд ли смогут конкурировать с западными разработками, потому что российские компании не проводят фундаментальных научных исследований: у них нет на это денег. В результате сегодня российским компаниям остаётся только создавать инновации на базе уже известных компонентов, находя новое в их комбинации или в способе их применения. Скорее всего, создание инновационных продуктов для российских производителей актуально, прежде всего, с точки зрения их дальнейшего встраивания в бизнес транснациональных компаний. Конкурировать с иностранными гигантами в рамках традиционной бизнес-модели – разработка, производство, продвижение продукта – бессмысленно. Есть только один путь – активно развивать, наращивать свою инновационную компетенцию, то есть заниматься созданием принципиально нового сырья для производства косметических препаратов.
Повышенный интерес к дождевым червям как к уникальному источнику биологически активных веществ является отличительной чертой наших дней. Только в целомической жидкости дождевых червей, например, находится более 40 протеинов, проявляющих ряд биологических эффектов: цитолитический, протеолитический, гемолитический, гемагглютинирующий, противоопухолевый, митогенный, антибактериальный, антиоксидантный, иммуногенный, липополисахаридсвязывающий, бета-1,3-глюкансвязывающий и др. В поле зрения исследователей находятся регенеративные свойства, гигантская молекула гемоглобина, нейропептиды, факторы роста. Большинство веществ обладают широким спектром активности, то есть полифункциональны. По набору биологически активных компонентов, по эксклюзивности эффектов некоторых из них, по своей доступности дождевые черви не имеют равных в мире природы.
Степень изученности природы и структуры различных компонентов дождевых червей, обусловливающих те или иные биологические эффекты, различна. Так, комплексный фибринолитический фермент люмброкиназа изучен досконально и под разными товарными названиями запатентован как лекарственный препарат или пищевая добавка в 23 странах мира. В то же время, например, влияние биологически активных веществ червей на программируемую гибель клеток (апоптоз) позвоночных (в том числе и человека) пока не стало объектом изучения. Всё ближе приближаются учёные к разгадке феномена регенерации, свойств гигантской молекулы гемоглобина дождевого червя.
Дождевой червь привлекателен для косметологов по целому ряду причин. Прежде всего, восхищают его регенеративные способности. На втором месте по приоритетам находятся антибактериальные и противовирусные свойства. Уникальная фибринолитическая активность люмброкиназы (в отличие от других фибринолитических препаратов она не вызывает геморрагии и кровотечения), антиоксидантные свойства энзимов и витаминов, насыщенность незаменимыми аминокислотами, гипоаллергенность – вот далеко неполный перечень всех “достоинств” дождевого червя.
Анализ доступных данных по этой проблеме в России позволяет сделать заключение, что, несмотря на положительные результаты, полученные российскими исследователями по изучению целебных свойств субстанций на основе биологически активных веществ дождевого червя, ни косметологическая, ни, тем более, фармацевтическая промышленности не используют этот нетрадиционный, дешевый и доступный источник биологически активных веществ в своих целях.
По материалам II Международной научно-практической конференции “Дождевые черви и плодородие почв” (17-19 марта 2004 г., Владимир),
www.cbio.ru/v5/modules/news/article.php?storyid=1420 и www.cbio.ru/v5/modules/news/article.php?storyid=1439
|